Цель программы: Дать студентам понятие о туризме, элементах ориентирования;
привить краеведческие навыки; воспитать ответственность за экологию родного края;
формировать патриотические чувства к малой родине – Самарскому краю; воспитать желание вести здоровый образ жизни.
Задачи программы:
Образовательные:
- Дать доступные знания по истории, географии района.
- Познакомить с флорой, фауной, традициями, известными людьми своего края.
- Ориентироваться на незнакомой местности.
- Проводить экологические проекты – акции.
- Укреплять здоровье .
- Привить навыки туриста (ориентирование, делать пешие походы, ставить палатку, развести костер, ведение наблюдения за погодой, уметь преодолевать препятствия, пользоваться страховкой).
Воспитывающие:
- Воспитать у студентов чувства патриотизма к истории и культуре своего народа.
- Воспитать заботливое отношение к природе, умение видеть, ценить и приумножить ее красоту и богатство.
- Воспитывать желание жить под девизом «В здоровом теле – здоровый дух».
Развивающие:
- Развивать подростков познавательную активность.
- Развивать чувство товарищества и коллективизма.
Возраст обучающихся: Программа предназначена для студентов 15-17 лет и рассчитана на один учебный год. Прием, в группу осуществляется исходя из физических возможностей подростков, согласия родителей, желания самих детей.
Методы организации учебного процесса: В процессе усвоения программного материала используются различные методы работы, обеспечивающее сознательное и прочное усвоение материала, воспитывающие навыки их творческой активности, такие как:
- Словесные (занятие – беседа, рассказ).
- Наглядные (демонстрация видеофильмов, слайдов, рассматривание предметов туристического снаряжения, картинок, фотоснимков, макетов мини- исследования).
- Поисковые (выявление имен земляков, погибших в войнах последних лет, сбор легендного и фольклорного материала).
- Самостоятельные (работа с дидактическим материалом, создание макетов костров, рисование топографических знаков, туристические крепежные узлы).
- Практические (установка палатки, разведение костра, укладки рюкзака, сбор материалов для музея, фотографирование экскурсионных объектов).
- Мотивация (дидактические игры, поощрение, создание проблемной ситуации).
- Методы контроля и управления образовательным процессом (тестирование, викторины, конкурсы, туристический слет).
Формы и режимы занятий:
В процессе обучения необходимо создать условия для активности, самостоятельности и творчества, чтобы обучение превратилось в личную потребность. Занятие не должно быть жестко регламентировано и недостаточно эмоционально, не должно ограничивать подростков в общении друг с другом. Для этого используются следующие формы занятий:
Групповые, индивидуальные, комбинированные, экскурсии, походы, игры, соревнования – эстафеты, вечера – встречи с интересными людьми (КВН, турслет).
Программа рассчитана на 60 учебных часов (1 раз в неделю), включая теоретические и практические занятия, (в помещении и на местности) по 25-40 минут. На экскурсию, поход в лес – по 10 часов.
Режим работы в течение года не одинаков: зимой в пасмурные дни преобладают теоретические занятия, весной и осенью – практические. Часть работы выполняется студентами как домашнее задание (укладка рюкзаков, составление плана, печатание фотографии, закрепление способов крепежа, и т.д.).
Основными итоговыми мероприятиями являются диагностика занятий, в умении подростков и слет туристов (май месяц).
Для проведения занятий имеются:
- Палатка 1шт;
- Веревка основная(10м) – 1шт.
- Бинокли – 1шт.
- Топор – 1шт.
- Медицинская аптечка – 1 комплект.
- Ремонтный набор – 1 комплект.
- Физическая карта Самарского края.
- Топографическая карта района.
- Карточки «Типы туристических костров».
- Фотоматериал о проведенных мероприятиях.
- Линейки, транспортиры, ручки, карандаши.
- Фотоаппараты.
- Аудиокассеты с записями лесных голосов – 4 шт.
- Видеоматериалы (встреч, экскурсий, природы, памятников ).
- Рюкзак – 2 шт.
- Компас – 1 шт.
- Котелки – 2шт.
- Лопата – 1шт.
- Коврики - 3 шт.
- Фонари – 2шт.
- Канистры – 2шт.
- Пила – 1шт.
- Секундомер – 1 шт.
- Мячи – 2шт.
- Альбомы.
- Мыльницы – 2шт.
Карманный справочник туриста
Автор-составитель Ю.А. Штюрмер.
2-е изд., с изм. и доп. - М.: Профиздат, 1982. - 224 с.
Об этой книгеВ справочник включены краткие сведения, которые могут пригодиться туристам при организации и проведении многодневных самодеятельных путешествий. |
СОДЕРЖАНИЕ
Организация самодеятельного путешествия
Снаряжение
Питание
Порядок движения и способы преодоления препятствий
Приемы ориентирования в путешествии
Привалы и ночлеги
Безопасность путешествия и оказание первой помощи
Полезная работа в путешествии, организация наблюдений
Охрана природы, памятников истории и культуры
Иванова Н.В. Самарское краеведение. Растительный мир Самарской области
Иванова Н.В. Спортивно-оздоровительный туризм DOC
Учебное пособие. — Самара, 2006.
В данном учебном пособии материал посвящен основным видам спортивно-оздоровительного и экскурсионного туризма, подбору и выбору туристского снаряжения, организации туристских походов, вопросам экскурсионного дела, краеведения, охраны природы, истории туризма и основам безопасности в походах, а также методики организации туристско-краеведческого работы. Учебное пособие предназначено для студентов средних и высших учебных заведений системы туристского образования, работников предприятий сферы туризма, а также для инструкторов и организаторов туристко-краеведческой работы и туристского актива.
Игошев Б.М. (ред.) Социальная педагогика: традиции и инновации. Часть 1 PDF
Материалы Всероссийского конгресса социальных педагогов с международным участием. УГПУ. 2009. Часть 1, – 413 с.
Аннотация.
Материалы всероссийского конгресса социальных педагогов с международным участием "Социальная педагогика: традиции и инновации", проведенного 18-21 марта 2009 года в Уральском государственном педагогическом университете (г. Екатеринбург) раскрывают теоретико-методологические подходы к развитию социально-педагогической науки, обобщают опыт практической деятельности социальных педагогов. Цель конгресса - развитие сотрудничества практиков и ученых для успешного решения современных проблем социального воспитания и образования. Содержание материалов конгресса предназначено для использования специалистами, осуществляющими социально- педагогическую деятельность, преподавателями, ведущими подготовку социальных педагогов, научными работниками, молодыми учеными.