Частой причиной учебной неуспешности обучающихся является слабая
сформированность метапредметных умений и/или существенные пробелы в базовой
предметной подготовке.
Диагностика обучающихся с трудностями в учебной деятельности и позволит
выявить причины затруднений, например:
слабая сформированность читательских навыков и навыков работы с информацией;
слабая сформированность элементарных математических представлений (чувства
числа, пространственных представлений, навыков счета и т.п.);
слабая сформированность навыков самоорганизации, самокоррекции;
конкретные проблемы в предметной подготовке (неосвоенные системообразующие
элементы содержания, без владения которыми невозможно понимание следующих тем;
слабо сформированные предметные умения, навыки и способы деятельности).
По итогам диагностики складывается содержательная картина проблем в обучении
каждого класса, которая может быть взята за основу адресной корректировки методики
работы учителя и образовательных программ.
В зависимости от распространенности среди учеников класса конкретной
проблемы в обучении выбираются индивидуальные или групповые формы организации
учебной работы.
В случае выявления проблем с грамотностью чтения и информационной
грамотностью целесообразно больше внимания уделять работе с текстом учебника,
детальному разбору содержания выдаваемых обучающимся заданий.
Система работы учителя может быть акцентирована на развитие у обучающихся
навыков самоорганизации, контроля и коррекции результатов своей деятельности
(например, посредством последовательно реализуемой совокупности требований к
организации различных видов учебной деятельности, проверке результатов выполнения
заданий).
Индивидуальные пробелы в предметной подготовке обучающихся могут быть
компенсированы за счет дополнительных занятий во внеурочное время, выдачи
обучающимся индивидуальных заданий по повторению конкретного учебного материала
к определенному уроку и обращения к ранее изученному в процессе освоения нового
материала.
Наличие одинаковых существенных пробелов в предметной подготовке у
значительного числа обучающихся класса требует определенной корректировки основной
образовательной программы вплоть до формирования образовательной программы
компенсирующего уровня.
Методические рекомендации по преподаванию истории в образовательных
организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности выстроены
на основе анализа проблем подготовки участников ЕГЭ, балансирующих на грани
преодоления минимального балла. Рекомендации ориентированы на организацию
преподавания учебных предметов в 10-11 классах и учитывают специфику учебного
предмета. Рекомендации содержат в себе подходы к корректировке образовательных
программ, изменению методики работы учителя-предметника, советы по организации
|