В последней трети ХХ в. две тенденции сохраняли свое влияние,
причем удельный вес радикальной тенденции к концу столетия стал
нарастать. Ее выражали несколько организаций, наибольшую известность
среди которых приобрела "Нация ислама" во главе с Л.Фараханом. Фарахан и
его сторонники способствовали оформлению черного национализма
экстремистской окраски. Среди многих черных американцев распространялось
убеждение, что интегрироваться в белую Америку, можно только
преобразовав себя по подобию белых, т.е. ценой отказа от собственной
социокультурной идентичности.
Неприятие подобной цены отразилось в набравшей силу идеологии
мультикультурности (равенство и разнообразие расово-этнических культур).
Идеология эта, доказывающая, что все расово-этнические культуры
самоценны и равны и ни одна из них, в том числе культура белых, не может
ставиться и цениться выше других, имела демократическое звучание.
Многие американские политики и идеологи не преминули преподнести теорию
мультикультурности как новое проявление подлинного плюрализма и
демократизма американского общества. Но это утверждение скрывало то
очень важное обстоятельство, что данная теория мультикультурности
отразила радикальный протест против доминирования культуры белых и
заключала в себе вирус и угрозу дезинтеграции американского общества по
расово-этническим линиям. Эту опасность осознали прозорливые белые
политики. Б.Клинтон, признав, что в США конца ХХ в. наблюдалось
возрождение скрытой сегрегации и что расизм, искорененный в
законодательстве, сохранился в сознании белых американцев, с тревогой
относился и к распространению мультикультурности. Ее оборотной стороной,
отмечал он, являлось углубление раскола рас и этносов. Президент США
считал необходимым в качестве противоядия сформулировать "американскую
мечту", которая сплотила бы и удержала вместе все расы и этносы страны
('The New York Times', 26.09.1997.). Но как свидетельствует мировой
исторический опыт, сформулировать и внести в сознание подобную идею
сверху, если ее не приемлет большинство населения, практически
невозможно. Расовый конфликт остается самой тяжелой социальной ношей,
которую Соединенные Штаты забирают с собой в XXI в.
В последней трети ХХ в. на исторической сцене США действовали еще
два движения радикального толка, участниками которых были уже белые
американцы. Одно из них, вошедшее в историю как "новое левое",
просуществовало одно десятилетие, а вот феминистское движение, вобравшее
сторонниц радикального изменения положения женщин, укоренилось весьма
прочно и стало авангардом мирового феминизма.
Радикальное молодежное движение 60-х годов причудливо сочетало
концепции К.Маркса и Г.Маркузе, фабианского социализма и современной
социал-демократии, идеологов ненасильственных действий - от Уитмена до
Ганди, и левоэкстремистские доктрины троцкистского, анархистского и
маоистского толка. Новое левое движение с его духовными терзаниями и
поисками, активной практической деятельностью, вместившей и создание
молодежной контркультуры, и массовые протесты против войны во Вьетнаме, и
бескомпромиссную борьбу за права черных американцев, явило одну из
самых неожиданных и романтичных страниц в американской истории. Оно
окрасило собой целое десятилетие американской истории, получившее
название "бурных 60-х". Тем более странно и неожиданно, что столь яркое
массовое движение ненадолго пережило это десятилетие.
Публицисты и ученые указывали на многие причины упадка новых
левых. Очевидна и главная среди них: американская система, в которую
новые левые выпустили столько критических стрел, сумела проявить
гибкость, обезоружившую радикальное движение. Система нашла в себе силы
для того, чтобы прекратить войну во Вьетнаме, изыскала немалые средства
для социальной помощи бедным и престарелым, приняла законы, защищавшие
права черных американцев.
В 60-е годы в США оформилось радикальное женское движение,
наметившее целью завоевание самых широких гражданских прав для женщин.
При этом трактовка гражданских прав приобрела самый широкий смысл:
феминистки добивались уравнения прав женщин и мужчин в экономике, в
социальной сфере, в доступе к политической власти, в быту и семье. По
сути была начата беспрецедентная и для США, и для всего мира
феминистская революция, нацеленная на изменение не только
законодательства, но и основополагающих социокультурных (в том числе
морально-нравственных) норм, перетряску, если воспользоваться
социологической терминологией, традиционных социальных ролей женщин.
Наиболее радикальные феминистки стали рассматривать мужчин и женщин
наподобие двух социальных классов, при этом мужчины предстали в качестве
класса эксплуататоров, а женщины эксплуатируемых. Для обозначения полов
стало использоваться понятие "гендер", которое в отличие от понятия
"пол" включало всю совокупность характеристик мужчин и женщин, в том
числе, и даже в первую очередь, их социальных позиций и ролей.
Программа и идеология феминизма раскололи американское общество.
Число американцев, как женщин, так и мужчин, разделявших принципы
феминизма, постоянно нарастало. Но одновременно консолидировались и их
противники. Феминистское движение не смогло добиться реализации многих
своих требований, но оно добилось и весомых успехов. В 70-е годы
конгресс принял целую серию законов, запрещающих дискриминацию женщин и
уравнивающих их в правовом отношении с мужчинами. Федеральное
правительство одобрило принцип преференций для женщин при заполнении
вакансий в учреждениях и на предприятиях, имеющих федеральные контракты.
Феминистское движение успешно противостояло консервативным кругам,
настаивавшим на запрещении в США абортов. Одновременно феминистки
добились широкого правового и морального осуждения практики и
разнообразных форм 'сексуальных домогательств' в отношении женщин.
Женская проблематика утвердилась на самом почетном месте в
университетской науке. Повсеместно были созданы кафедры женских и
гендерных исследований. В социологической науке одним из ведущих
направлений стала гендерная социология, а историческая наука во все
большей мере представляла американское историческое развитие сквозь
призму взаимоотношний и конфликтов мужчин и женщин. Таким образом,
феминизм вошел в текущий век как одно из ведущих социальных явлений в
США.
Источник: http://www.iskran.ru/russ/mag/cogrin.html |