В.М. Кадневский
ОСНОВЫ ТЕСТИРОВАНИЯ И МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
Переосмысление исторического прошлого, как далекого, так и
происходившего при жизни ныне здравствующих поколений породило много
нового не только в плане расширения наших знаний, оценок
различных событий и фактов, но и вызвало к жизни новые формы и методы
обучения. Одна из важных идей современного подхода к организации
системы образования, как общего так и профессионального, заключается
в создании стандартов, близких и совместимых с образовательными
стандартами индустриального развития стран мира.
За последние годы в этом направлении в России сделано немало.
Появились совместные (с зарубежными) учебные заведения, возросло
число студентов, аспирантов, стажеров и учащихся общеобразовательных
заведений обучающихся за рубежом, внедряется система многоуровневой
подготовки студентов в высшей школе и многие другие новшества. К их
числу относится и система тестирования по многим предметам
социально-гуманитарного цикла. В десятках вузов России в последние
несколько лет вступительные экзамены по ряду предметов проводятся в
форме тестирования. При Московском педагогическом государственном
университете создан Всероссийский центр тестирования, который
оказывает дополнительную школьную услугу - предварительное
тестирование по предметам, которые выносятся на школьные выпускные и
вузовские вступительные экзамены. Результаты, по решению школьных
педсоветов и приемных комиссий вузов, могут засчитываться,
соответственно, как выпускные в школе или вступительные в вузе. Для
организации тестирования, а оно обычно проводится в последнюю декаду
апреля, созданы региональные центры тестирования.
Таким образом, уже накоплен определенный опыт, который нуждается в
осмыслении, систематизации и обобщении. Работа в этом направлении
проводится. Например, темой педагогических чтений, проведенных в
январе 1995 г. в Рязани, стали "Педагогические технологии в высшей
школе" (1). На Всероссийской конференции, проведенной в
1995 г. в Омске, обсуждались проблемы тестирования учащейся молодежи(2).
В различных педагогических изданиях (журналы "Преподавание истории в
школе", "Родина", газета "Первое сентября" и др.) публикуются
тесты по отечественной истории, чаще всего как учебно-тренировочные к
отдельным разделам учебной программы или тематические посвященные,
например, истории культуры.
Гуманитарный центр "Владос-МПГУ" в издательстве "Школа-пресс" в 1993
г. выпустил сборник тестов (в трех книгах) по истории России XIX
- XX вв. (см.: История России XIX в.: от Павла I до Александра
III: Тесты. Кн. 1; История России: конец XIX - начало XX вв.:
Тесты. Кн. II; "История России XX в.: 30-90 годы: Тесты. Кн.
III.). В Омском государственном университете выпущены
в 1996 г. пособия автора данной статьи: 1) История России в тестах:
Пособие к учебнику 11 класса "История Отечества 1939-1991 гг." (М.,
1992); 2) История России в тестах: Пособие к учебнику 10 класса
Л.Н. Жарова, И.А. Мишина "История Отечества 1900-1940 гг." (М.,
1992); 3) История культуры России в тестах с древнейших времен до
конца XIX в.: Пособие к учебнику 8 класса "История отечества" (М.,
1993) и учебнику 9 класса П.Н. Зырянова "История России XIX в."
(М, 1994).
Несмотря на появление значительного количества опубликованных тестов
к разным разделам школьного курса истории, до настоящего времени нет
общепринятой методики применения тестов в процессе обучения, в
процессе подготовки к выпускному экзамену, к поступлению в вуз.
Существуют лишь отдельные рекомендации по проведению контрольных
зачетов, итоговых олимпиад, итоговых тестов-заданий к определенной
теме.
Некоторые методические рекомендации по принципам составления
экзаменационных тестов и основным типам тестовых заданий на
вступительных экзаменах по курсу отечественной истории содержатся в
брошюре, изданной в Омском госуниверситете в 1996 г.:
"Что нужно знать абитуриенту о тестировании по отечественной
истории?" (авторы: Ю.В. Балакин, А.И. Петров, Ю.А. Сорокин).
Таким образом, можно говорить пока лишь о существовании некоторых
фрагментов методики применения тестов как в школьном, так и в
вузовском курсе истории. Однако процесс наработки эффективных
методик идет и они, очевидно, скоро появятся.
Большинство российских преподавателей, использующих тесты в учебном
процессе, сводят тестирование в обучении к контролю за знаниями, что
само по себе весьма важно, но, очевидно, недостаточно. Основная цель
использования тестов в учебном процессе, на наш взгляд, заключается в
активизации и развитии познавательной деятельности обучаемых. При
систематическом использовании тестов в учебном процессе обучающиеся
овладевают такими методами познания, как сравнительно-исторический,
причинно-следственный, метод аналогии, у них развивается логическое
мышление, самостоятельный взгляд на исторические события.
Данная статья посвящена анализу и обобщению накопленного опыта (в том
числе и личного опыта работы автора со слушателями
подготовительного отделения и подготовительных курсов в Омском
госуниверситете) по проблемам тестирования в рамках школьной
программы по истории России.
Следует отметить, что в публикациях, посвященных проблемам
тестирования по истории, отсутствует определение понятия "тест" Так,
авторы сборника тестов, подготовленных в гуманитарном центре
"Владос-МПГУ", дают краткое определение: тест это игра, достаточно
увлекательная и познавательная. Это краткое определение скорее
напоминает рекламный призыв, чем научное определение. Тестом
называют и единственный тест-вопрос, и блок из любого количества
тестов-вопросов. Некоторые авторы применяют понятия "учебно-тренировочный тест"
(тесты), "итоговые тесты", "экзаменационные тесты",
"зачетные тесты" и т. п.
На наш взгляд, под понятием "тест", применительно к истории, следует
считать любой материал учебника (или иной публикации по проблемам
истории), который поддается формализации в виде краткого вопроса с
двумя или несколькими вариантами ответов, из которых, один, как
минимум, является правильным. Итак, тест по истории - это
исторический материал (имена, события, даты, понятия, факты и т. п.),
изложенный в форме вопроса с вариантами правильных и неправильных
ответов. Соответственно, в зависимости от сформулированного в тесте
задания, тот, кто его решает, должен указать правильный или неправильный
ответ.
Тесты, составленные к различным разделам учебника, отличаются друг от
друга по степени сложности и характеру вопроса, тематике и
хронологическому периоду и другим менее существенным параметрам.
Наименее сложными принято считать тесты, включающие
вопросы на имена, даты и события. Для тестов этой группы характерны
вопросы: кто, когда, где, какой и т. д.
Вторую группу тестов составляют те, которые содержат вопросы,
ориентированные на знания не только событий и фактов, но и их
сущности, характера причинно-следственных связей, основного
содержания больших разделов учебника или отдельных тем, охватывающих
различные хронологические периоды. Ко второй группе тестов чаще
применимы вопросы типа: какие элементы включают в себя "политика
меркантилизма", "политика военного коммунизма", "НЭП", "судебная
реформа" и т.п.
Ко второй группе тестов примыкает, хотя вполне может быть выделена в
отдельную третью группу, та, которая включает вопросы на понятия, т.е.,
по сути, это группа теоретических тестов. Для нее характерны вопросы
типа: под термином "политический бонапартизм" подразумевается...;
базовым признаком феодализма является... и т. п.
К четвертой группе относятся тесты, включающие анализ и оценку
авторитетными учеными или политиками исторических событий, фактов,
деятелей прежних веков. Например, для такого рода тестов можно
сформулировать вопрос об оценке роли П.А. Столыпина большевиками и
современными историками. Или оценка выступления декабристов историком
В.О. Ключевским и лидером большевиков В.И. Лениным. В эту группу
следует включить и тесты, содержащие таблицы, схемы, в которых даны
варианты ответов по соответствующим проблемам. В качестве примера
подобного типа тестов можно предложить вопрос, где содержатся таблицы,
сопоставляющие программы Северного и Южного обществ декабристов.
К пятой группе тестов относятся те, в которых предлагается заполнить
пробелы в ответах, вписать свой вариант ответа или расставить в
логической последовательности варианты ответов. Тесты такого типа
часто встречаются у лингвистов, но они вполне уместны и в курсе
отечественной истории.
Тесты-вопросы по каждой из перечисленных групп составители
формулируют по разному, варьируются и варианты ответов. Самый краткий
тест предполагает два варианта ответов. Тесты, опубликованные в 1993
г. гуманитарным центром "Владос-МПГУ", содержат по три варианта
ответов. На централизованном тестировании в 1993-1995 гг.
предлагались тесты с пятью вариантами ответов, а в 1996 г. с четырьмя.
Некоторые составители предлагают в отдельных тестах по
шесть-семь вариантов. Такой разнобой в вариантах ответов со всей
очевидностью свидетельствует о том, что идет интенсивный поиск
оптимального варианта. Возможно, это в отдельных случаях связано с
трудностями подбора большого количества вариантов. Собственный опыт
привел нас к выводу о том, что наиболее оптимальный (в том числе и
для экзамена) является тест, который состоит из пяти вариантов
ответов.
По единодушному мнению слушателей подготовительного отделения Омского
госуниверситета, обучавшихся в 1996 г. по тестам с пятью вариантами
ответов, варианты, предложенные на централизованном тестировании (с
четырьмя вариантами ответов) решать легче. Имеется в виду - легче в
том случае, когда экзаменующийся не уверен или не знает правильного
ответа и определяет его логически.
Небольшой пока опыт, накопленный учителями школ и преподавателями
лицеев, гимназий, колледжей, вузов, позволяет сделать вывод о том,
что для подготовки обучающихся к письменному экзамену, требуется не
просто ознакомительная работа с тестами, а их систематическое
составление и решение. Нужны, в известном смысле, другой ряд знаний,
другая система подготовки к письменному экзамену. В этом убеждает и
собственный опыт.
В основу подготовки обучающихся к письменному экзамену по истории
положена интенсивная и систематическая (кроме чтения лекций и работы
с учебниками) работа с тестами. С этой целью были составлены и
размножены тесты, названные нами "обучающими",
к учебникам 8-11 классов.
При составлении тестов к каждому учебнику был выбран принцип (метод)
названный автором "сплошным тестированием". В точных дисциплинах,
например у математиков, есть аналогичное понятие "обзорный тест".
Для понимания того, что подразумевается под термином "сплошное
тестирование", обратимся к небольшому тексту учебника "История
Отечества" за 8-й класс (стр. 257), который посвящен М.В. Ломоносову,
и составим к нему тесты.
М.В. Ломоносов (1711-1765). Русскую культуру невозможно представить
себе без имени Михаила Васильевича Ломоносова. Размах его
деятельности был необычаен. Пушкин писал о нем: "Историк, ритор,
механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и
во все проник".
Ломоносов был сыном крестьянина-помора из-под Холмогор. Вопреки всем
препятствиям, Ломоносов овладел грамотой настолько, что еще
подростком составлял и подписывал от имени односельчан различные
документы. Из далекой северной деревни он с обозом прошел зимой в
Москву, чтобы учиться. Ему было тогда 19 лет. Скрыв свое крестьянское
происхождение, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую
академию.
Потом он вспоминал, как трудно досталось ему учение: "Несказанная
бедность: имея один алтын (три копейки) в день жалованья, нельзя было
иметь на пропитание в день больше как на денежку (пол-копейки) хлеба
и на денежку квасу, протчее на бумагу, на обувь и другие нужды". Тем
не менее Ломоносов за один год одолел программу трех классов. В числе
лучших учеников его отправили продолжать образование в Германию.
Вернувшись, он стал работать в Академии наук.
Ломоносов обладал, по собственным словам, "терпением и
благородною упрямкой и смелостью к преодолению всех препятствий к
распространению наук в отечестве". Тот, кто ближе знакомится с
деятельностью Ломоносова, бывает поражен тем, сколько много и в каких
разных областях успел он сделать за свою не слишком долгую жизнь.
Ломоносов был создателем новой науки - физической химии. Им была
организована первая в стране химическая лаборатория. Он изучал
природу электричества, в котором видел "великую надежду к
благополучию человеческому", заложил основы изучения грозовых
явлений, доказал общность природы молнии и электрической искры,
первым указал на электрическое происхождение северных сияний.
Ломоносов сформулировал закон сохранения материи и движения, который
он называл "всеобщим естественным законом". После долгих трудов,
бесчисленных опытов он разработал способ изготовления смальты
(непрозрачного стекла) и стал делать из нее великолепные мозаичные
картины панно. Ломоносов открыл атмосферу на планете Венера,
разрабатывал вопросы мореплавания, особенно в северных морях,
конструировал различные приборы. Кроме того, он реформировал русское
стихосложение и сам был, по словам В.Г. Белинского, "Петром Великим
русской литературы". Он создал труды по отечественной истории.
М.В. Ломоносов был патриотом. Он верил, что талантливый, трудолюбивый
народ России способен обогатить мировую науку. Ученый пророчески
предсказывал, что "может собственных Платонов и быстрых разумом
Невтонов российская земля рождать". Вариантами тестов к этому разделу
учебника могут быть:
1. Укажите даты жизни М.В. Ломоносова...,
2. Имя и отчество Ломоносова...,
3. Кто писал о М.В. Ломоносове: "Историк, ритор...";
4. О ком А.С. Пушкин писал: "Историк, ритор...",
5. Кто и о ком писал: "Историк, ритор...";
6. М.В. Ломоносов родился в семье...;
7. М.В. Ломоносов родился в городе (селе)...;
8. М.В. Ломоносов приехал на учебу в Москву в возрасте...;
9. Приехав в Москву, М.В. Ломоносов поступил учиться в...;
10. Вспоминая годы учебы, М.В. Ломоносов отмечал "несказанную
бедность", когда он жил, имея один алтын в день. Алтын равен...;
11. Приехав учиться в Москву, М.В. Ломоносов за один год освоил
программу в объеме...;
12. В числе лучших учеников М.В. Ломоносов был направлен на учебу за
границу в...;
13. Создателем
новой науки - физической химии - был...;
14. Первая в России химическая лаборатория была организована...;
15. Изучая в XVIII в. природу электричества, увидел в нем "великую
надежду к благополучию человеческому"...;
16. Основы изучения грозовых явлений в XVIII в. заложил...;
17. Общность природы молнии и электрической-искры доказал...;
18. На электрическое происхождение северных сияний первым указал...;
19. Физический закон сохранения материи и движения сформулировал...;
20. Способ изготовления смальты (непрозрачного стекла) в XVIII в.
разработал...;
21. Мозаичные панно из смальты в XVIII в. делал...;
22. Атмосферу на планете Венера открыл в XVIII в...;
23. Русское стихосложение в XVIII в. реформировал...;
24. "Петром Великим русской литературы" В.Г. Белинский называл...;
25. По аналогии с вариантами N 3 и N 5.
26. О том, что "может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов
российская земля рождать", пророчески в XVIII в. предсказывал...
Материал учебника, изложенный в форме тестов, разбит на блоки, по 45 в
каждом. Цифра 45 взята за основу из принципа максимальной
приближенности к экзаменационному варианту. Один-два раза в неделю
обучающиеся имеют возможность самостоятельно, в течение двух
академических часов, решать обучающие тесты. Многие решают тесты с
учебником. Такой способ освоения школьной программы наиболее
эффективен. Обучающийся имеет возможность изучать историю в
традиционном повествовательном изложении материала в учебниках и
одновременно этот же материал, изложенный в форме тестов.
Слушатели подготовительного отделения - историки единодушны в оценке
значимости работы с тестами при подготовке к устному экзамену. Работа
с тестами явилась весьма существенным дополнением при подготовке и
позволила достичь им высоких (свыше 90 % хороших и отличных оценок)
результатов на экзаменах.
Существенным элементом обучения слушателей подготовительного
отделения по истории является их самостоятельная работа по
составлению тестов. Каждый из слушателей (в зависимости от личных
способностей и желания) за период обучения составляет от нескольких
десятков до нескольких тысяч тестов-вопросов. Рекордсменом был
слушатель набора 1994/1995 учебного года В.Б., который составил
2200 тестов-вопросов.
Такая форма работы с обучающимися дает высокий результат. Слушатели
на собственном опыте постигают методику составления тестов, более
внимательно вчитываются в тексты учебников, учатся находить и
выделять те элементы учебного материала, которые поддаются
формализации. Практика подобной работы с несколькими группами
показала, что после обретения первых навыков составления тестов
обучающиеся по-новому начинают осваивать материалы учебников и
учебных пособий. При чтении учебного материала они не только выделяют
те его элементы, которые поддаются формализации, но и пытаются
спрогнозировать варианты тестов на экзамене.
После освоения "обучающих тестов", а их к четырем учебникам в общей
сложности получилось 3645, слушателям для закрепления полученных
знаний и их проверки предлагаются тесты экзаменационного типа. Эти
тесты составлены в соответствии с программой Всероссийского центра
тестирования, которая отличается определенной стабильностью, а если и
варьируется, то весьма незначительно. На наш взгляд, эта программа
отличается продуманностью, ибо экзаменационный тест, состоящий из 45
или 50 вопросов, охватывает все основные разделы школьного курса
истории. Основные элементы этой программы составляют три позиции:
1). Хронология. Вся отечественная история разделена на семь основных
периодов: 1-й - с древнейших времен до конца XII в. (как вариант: до
татаро-монгольского нашествия); 2-й - XII-XVI вв.; 3-й -
XVII-XVIII вв. (от Смутного времени до убийства Павла I в 1801 г.);
4-й - XIX в.; 5-й - начало XX в. (до октября 1917 г.); 6-й - с
октября 1917 г. по 1939 г.; 7-й - 1940-1991 гг. (или 1996 г.).
На каждую хронологическую позицию приходится по 5-7 вопросов. Кроме
того, 5-7 вопросов каждого теста составлены вне хронологии.
2). Характер вопроса. По этой позиции вопросы экзаменационного теста
разбиты на четыре группы: 1 - теоретические; 2 - частные; 3 -
имена; 4 - даты. Число теоретических вопросов может составлять
12-15. От 12 до 16 вопросов носят частный характер, включая и
вопросы на знание карт, рисунков, схем, таблиц. 12-14 вопросов - на
знание имен исторических и военных деятелей, представителей
отечественной науки, культуры. На хронологию даются 4-5 вопросов.
3). Тематика вопроса. По тематике они разбиты на пять групп: 1 -
экономика; 2 - внутренняя (социальная) политика и общественные
движения; 3 - внешняя политика и международные отношения; 4 -
культура; 5 - межтематические. Обычно в тесте 8-9 вопросов
посвящены экономике, 16-19 вопросов по социально-политическим
проблемам Российской истории, 7-9 вопросов связано с внешней
политикой и международными отношениями, в которых задействована и
Россия, 5-6 вопросов по истории культуры и 8-10 вопросов носят
межтематический характер.
Отметим еще одну особенность экзаменационных тестов. Их составители
учитывают и такой фактор, как равенство условий для всех
экзаменующихся по степени сложности каждого теста. Поэтому
разработана схема оценки сложности каждого вопроса. Коэффициент
сложности определяется по трем параметрам: простой, средний и
трудный. Степень сложности обычно связана с количеством операций,
которые необходимо проделать экзаменующемуся для правильного
решения вопроса. Например, если вопрос на хронологию сформулирован
таким образом, что нужно лишь указать дату события, то он относится к 1-й
категории, т. е. простой, а если вопрос требует ответить, какое
событие произошло раньше (или позже), т. е. составлен как вопрос на
относительную хронологию, то для ответа на него требуется произвести 4-5
операций (в соответствии с количеством вариантов ответов) чтобы найти
правильный ответ. Такой вопрос относится к 3-й категории сложности.
Если для поиска правильного ответа требуется произвести два действия,
то такой вопрос относится ко 2-й категории сложности. Приведем
пример: Конституция, принятая в январе 1924 г., провозгласила: 1)
право открытого доступа в состав СССР всех существующих и вновь
образуемых советских республик, 2) право свободного выхода из Союза;
3) право свободного выхода могло быть реализовано лишь при условии
согласия всех других республик в составе Союза; 4) верно 1 и 2; 5)
верно 1,2 и 3. Обычно сумма коэффициентов на тест из 45 вопросов
составляет цифру в 87-88 единиц.
Многие учителя проводят тестирование, ориентируясь на тест из 10
вопросов или 15-20. Вышеприведенная схема при составлении 10-20
вопросных тестов вполне применима при соответствующем уменьшении
числа вопросов по каждой позиции.
Методика интенсивной подготовки слушателей подготовительного
отделения, сложившаяся в Омском госуниверситете, оказалась
результативной. В 1994 г. 80% слушателей сдали экзамены на "хорошо"
и "отлично", а в 1995 и 1996 гг. - 90%. При этом
доля отличных оценок составляет 50-60 %, в то время как на общем
конкурсе (где учтены и результаты слушателей подготовительного
отделения) эта доля колеблется от 9 до 15 %.
Автор не считает, что применяемая им методика является
совершенной и идеально применимой для образовательных учреждений всех
уровней. Лишь широкое применение различных методик позволит найти и
выработать общие для всех принципы, как по основам тестирования, так
и по методике обучения и подготовки к экзаменам.
В частности, развитие идеи "сплошного тестирования"
автор видит в создании тестов, объединенных по тематическому признаку:
истории экономики, истории культуры и т. п. Тесты, сгруппированные по
тематическому признаку, охватывая материал всех учебников, позволят
при необходимости многим обучающимся быстро и результативно
ликвидировать пробелы в знаниях.
(1) Педагогические технологии в высшей школе: Тез.
докл.
Рязань, 1995.
(2) См.:
Проблемы тестирования учащийся молодежи. I Всеросс. конф.
(Омск, 9-12 октября 1995 г.): Тез. докл. Омск, 1995.
|