Работа над рефератом
Самостоятельная работа студента, включающая самые
разнообразные формы и методы, предполагает, кроме всего прочего, и работу над рефератом.
В современной литературе довольно чётко сформулировано
значение понятия «реферат». Термин «реферат»
имеет латинские корни (лат. refero) и
в дословном переводе означает «передаю, докладываю, сообщаю».
Реферат - это
не сочинение, а обзор публикаций, доступных по заданной теме. Реферат отвечает на вопрос: «Какая информация содержится в первоисточнике, что излагается в
нём?». Еще М.В.Ломоносов говорил, что
цель рефератов - в том, «чтобы уметь схватить новое и существенное в сочинениях».
В учебном процессе реферат понимается как
краткое изложение в письменном виде или в
форме устного сообщения содержания книги, учения, научной проблемы,
результатов научных исследований, а также документа или его части, включающее
основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального
ознакомления с документом и определения
целесообразности обращения к нему.
Цель написания рефератов - научить студентов связывать теорию с практикой,
пользоваться литературой, статистическими данными, привить умение популярно излагать сложные вопросы. Таким
образом, слово «реферат» имеет 2 значения:
1). краткое изложение
реферируемой научной работы, книги, статьи; 2). сообщение на заданную тему, сделанное на основе краткого обзора литературы и других источников.
Основные требования, предъявляемые к реферату:
информативность
изложения;
объективность,
неискажённое фиксирование всех положений
первичного текста;
точность в передаче
информации;
полнота отображения основных элементов содержания;
доступность восприятия
текста реферата как по содержанию, так и
по форме;
соблюдение единого стиля;
корректность в оценке материала;
изложение в логической последовательности;
использование точного, литературного языка.
Реферат - одна из форм интерпретации исходного материала
или нескольких источников. Поэтому
реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом.
Новизна в данном случае подразумевает новое изложение,
систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения. Реферирование
предполагает изложение какого-то
вопроса на основе классификации, обобщения, анализа или синтеза одного или
нескольких источников.
Специфика реферата:
в нем нет развернутых
доказательств, сравнений, рассуждений,
оценок:
в нём дается ответ на
вопрос, что нового, существенного по
интересующей проблеме содержится в конкретном тексте.
Реферат не должен отражать
субъективных взглядов на излагаемый вопрос. Оценка может быть допущена
лишь в последней, заключительной части в
виде резюме.
Зашита реферата -
одна из форм проведения устной аттестации студентов.
Она предполагает
значительную предварительную работу: выбор проблемы (темы), ее глубокое
изучение, изложение результатов и выводов. Реферативная
работа по социально-гуманитарным дисциплинам является одним из существенных моментов в выработке у
студентов навыков самостоятельной работы с научной литературой, способности
решать и оценивать различные ситуации.
|