Поиск

Опрос на сайте

Вам нужен репетитор?

Всего ответов: 37

Форма входа

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Понедельник, 06.05.2024, 00:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Ad adjuvandum historicus / в помощь историку
Главная | Регистрация | Вход
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке олимпиад


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке заданий  для проведения олимпиады по истории 

на 2011-2012 учебный год.

I. Задачи   Олимпиады

Олимпиада студентов по новейшей истории призвана решать две основные задачи. Во-первых, это отбор наиболее талантливых, интересующихся историей студентов, которые могли бы впоследствии выступать на региональном и последующих  Олимпиадах. Во-вторых,  повысить интерес к изучению истории России и Всемирной истории и мотивировать студентов для достижения более высоких результатов в ее изучении. Настоящие рекомендации адресованы преподавателям истории и должны помочь  при составлении заданий для  подготовки олимпиады.

II. Общие организационные вопросы

Проведение  олимпиады студентов должно быть основано на органическом сочетании единства требований, предъявляемых к участникам ..Порядок  Олимпиады определен Положением о  олимпиаде школьников (утверждено приказом Минобрнауки от 2 декабря 2009 г. № 695). Для проведения  Олимпиады организатором создаются оргкомитет и жюри  Олимпиады.Оргкомитет  Олимпиады утверждает требования к проведению  Олимпиады, разработанные предметно-методическими комиссиями  Олимпиады с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады.  В  Олимпиаде  принимают участие студенты 2 курса,(11 класса)  образовательного учреждения.При подготовке заданий Олимпиады  необходимо учитывать необходимость усложнения заданий по мере повышения олимпиадного уровня и следующие сравнительные характеристики этапов:Предлагается считать, что весь комплект заданий  может оцениваться исходя из общего числа баллов – 100. При этом различные задания должны приносить участнику разное количество баллов в зависимости от их сложности.Общее число заданий рассчитывается, исходя из времени, которое дается на их решение.

III. Содержание заданий

Существуют три основных требования к заданиям. Они должны иметь творческий характер, отличаться сбалансированностью содержания и соответствовать возможностям участников.

1. Творческий характер заданий.

В соответствии с Положением о всероссийской олимпиаде школьников (п. 7), задания составляются на основе примерных основных общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования. Конечно, Олимпиада не может и не должна дублировать обычный контроль успеваемости в школе, задания должны принципиально отличаться от обычных контрольных работ. В то же время речь идет о предметной Олимпиаде, и при составлении заданий следует стремиться к тому, чтобы поиск правильного ответа требовал от школьника как умения самостоятельно размышлять и делать выводы, так и основательной академической подготовки. Следует стремиться к тому, чтобы задания не ставили под сомнение определенные положения базового курса истории, а подталкивали участников к самостоятельному размышлению над материалом, развивали уже известные им положения исторической науки.

Если школьные контрольные работы и тесты ЕГЭ нацелены, прежде всего, на проверку усвоения учебного материала, то участник Олимпиады должен продемонстрировать не только соответствие стандартным требованиям к освоению материала школьного курса (т.е. знание фактов, владение специальной терминологией, понимание связей между явлениями и исторических закономерностей). От него также требуется умение сопоставлять факты, выявлять такие связи между ними, знания о которых выходят за рамки базового школьного курса истории. В качестве примера таких специфических умений можно назвать способность самостоятельно определить (естественно, примерно) время возникновения того или иного документа или художественного произведения, его происхождение. Участник Олимпиады должен уметь работать с различными источниками информации (иллюстрации, карты, схемы, диаграммы, таблицы, тексты исторических источников).

Очень важно, чтобы задания позволяли также выявить начитанность, общий культурный уровень участников.

Кроме того, в 10 и 11 классах возможно включение заданий, которые предполагают знакомство участников с концепциями важнейших историков, а также умение показать и аргументировать собственную точку зрения.

2. Сбалансированность содержания.

Историческая наука столь обширна, что лишь немногие участники Олимпиады могут в равной степени знать все ее разделы. Для того чтобы дать школьникам, особенно интересующимся какой-либо проблематикой, возможность проявить свои способности, в заданиях должны быть вопросы по всем периодам, пройденным учащимися параллели на момент проведения Олимпиады.

В группах крайне важно добиться достаточно равномерного распределения вопросов (и баллов, которые может получить участник) между различными периодами. Желательно при этом ориентироваться на стандартную периодизацию, закрепленную в школьной программе:·        

  • с древнейших времен до середины XVI в.
  • с середины XVI до конца XVIII в.
  • XIX в.
  • с начала XX в. до настоящего времени

 Задания обычно посвящено отечественной истории; важно, чтобы присутствовали также вопросы, связанные с всеобщей историей (прежде всего в контексте истории России, ее внешней политики и международных связей). Для параллелей 9 и 11 классов, учащиеся которых на момент проведения первых этапов Олимпиады изучали только всеобщую историю, задания должны составляться на основе пройденных ими разделов курса. Традиционно в олимпиадных заданиях большое внимание уделяется нескольким приоритетным темам, таким, как развитие духовной культуры в XX в. и Великая Отечественная война.

Необходимо также сбалансировать проблематику вопросов, они должны примерно в равной степени касаться социально-экономической истории, политической истории, истории культуры, истории внешней политики России.

Хорошей традицией Олимпиады является включение в комплект заданий нескольких вопросов, связанных с региональной компонентой в историческом образовании. Важно, чтобы это включение было органичным, нужно стремиться задать такой вопрос, который бы на местном материале показывал какие-либо крупные общероссийские процессы. Лучше всего, если эти вопросы касаются каких-либо событий или памятников общероссийского масштаба, связанных с региональной историей.

3. Соответствие уровня заданий возможностям участников.

 Олимпиады должны быть массовыми и способствовать повышению интереса студентов к исторической науке и к олимпиадному движению.

При этом нужно учитывать, что участники, набравшие менее 50% от максимального числа баллов, не могут стать победителями или призерами вне зависимости от места в турнирной таблице (Положение, пп. 26, 33) и, следовательно, не могут участвовать в следующем этапе Олимпиады. Нежелательна ситуация, когда из-за чрезмерной сложности заданий лишь немногие участники преодолевают 50%-ный барьер: во-первых, часть потенциально сильных участников отсекается еще на раннем этапе, а кроме того, такая практика порождает у многих студентов чувство разочарования, лишает их стимула к участию в Олимпиаде на следующий год. В то же время задания не должны предполагать 100%-ного выполнения, высший результат должен быть достижим по отдельным содержательным блокам только для самых сильных, специально интересующихся данной проблематикой участников.

Решение достигается путем включения в комплект заданий вопросов разного уровня сложности, причем это должно быть сделано не в ущерб принципу сбалансированности заданий: скажем, неправильно, если вопросы по истории Древней Руси все относятся к категории «несложных», а по XX веку – напротив, исключительно сложны.

IV. Основные типы олимпиадных заданий

В этом разделе дается краткая характеристика основных типов олимпиадных заданий, выработанных многолетней практикой проведения Олимпиады, и указывается на основные сложности, связанные с их созданием. Каждый вопрос комплекта заданий должен обязательно сопровождаться указанием, какое максимальное количество баллов может получить участник за ответ, а в начале нужно указать, каков максимальный балл за весь тур. В ключах также нужно четко прописать, на основании каких критериев участник получает за каждое задание максимальный балл, часть возможных баллов или ноль.

1. Тестовые вопросы.

Простейшая форма проверки знаний, тестовые вопросы бывают «закрытыми» (с предложенными вариантами ответов) или «открытыми» (участник должен предложить ответ самостоятельно). При использовании «открытых» тестов необходимо стремиться к максимально четкой формулировке задания, ибо в противном случае жюри рискует столкнуться с множеством сложностей при проверке, связанных с появлением «формально правильных ответов». Дав такой ответ, участник зачастую убежден, что выполнил задание, и не предпринимает усилий для поиска более точного решения.

Пример:

На вопрос, «кто нанес поражение турецким войскам при Козлудже?», вместо предусмотренного ключом ответа «А.В. Суворов», дается ответ «русская армия». Отвергая этот ответ, жюри дает формальное основание для апелляции.

Даже в тестовых вопросах, являющихся самым простым из типов олимпиадных заданий, следует стремиться уходить от простой проверки знания фактов, формулировать их так, чтобы поиск ответа предполагал элемент самостоятельного размышления.

Примеры:

Какой из русских городов не был основан в XVI в.?

А. Царицын

Б. Тобольск

В. Омск

Г. Белгород

В битве на Ворксле участвовали:

А. Витовт, Ягайло, Мамай, Тохтамыш

Б. Витовт, Тохтамыш, Темир-Кутлуг, Едигей

В. Дмитрий Донской, Михаил Тверской, Гедимин, Узбек

Г. Иван III, Менгли-Гирей, Ахмат, Александр Казимирович

На решение такого задания участнику предоставляется 2-3 минуты.

2. Тестовый вопрос с несколькими правильными ответами.

В отличие от простейшего вопроса, такое задание нацелено на то, чтобы участник попытался рассмотреть определенное явление или эпоху с различных сторон. Например, зачастую участникам бывает непросто осознать, что те или иные политические деятели и деятели культуры – современники.

Примеры:

1. Кто из этих исследователей жил в XVIII в.?

Е. Хабаров

Д. и Х. Лаптевы

С. Челюскин

С. Дежнев

А. Колчак

А. Чириков

2. Проанализировав обстановку в России накануне октябрьских событий 1917 года, определите возможные альтернативы дальнейшего развития страны.

3. Заполните пропуски в предложенном тексте. Впишите недостающие части текста под соответствующими номерами на свободных строчках. При определении дат постарайтесь дать их с указанием не только года, но месяца и дня.

4. Соотнесите сказанное с именами русских императоров, заполнив таблицу. В верхних строках напишите имена монархов, а в нижних соответствующие их делам номера высказываний.

5. Ознакомьтесь с графиком, отражающим процесс изменения доли грамотных мужчин среди мужского населения России. Выполните задания.

Историческое эссе.

Как правило, историческое эссе дается студентам старших курсов. Участникам предлагается на выбор несколько высказываний историков или современников, относящихся к различным периодам русской истории, и предлагается высказать и аргументировать свою позицию по данному вопросу.

Темы (не менее 10-ти) должны охватывать основные периоды истории России с древнейших времен до современности, касаться различных ее аспектов (социально-экономическая, политическая история, история культуры, науки, общественной мысли) и представлять собой высказывания историков или современников событий с ярко выраженной личностной оценкой.

Методические рекомендации 2017-2018 Олимпиады /муниц.

Copyright MyCorp © 2024