Поиск

Опрос на сайте

Вам нужен репетитор?

Всего ответов: 37

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Воскресенье, 19.05.2024, 03:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Ad adjuvandum historicus / в помощь историку
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Всемирная история

"США в ХХ веке. Тенденции и итоги общественно-исторического развития"

В последней трети ХХ в. две тенденции сохраняли свое влияние, причем удельный вес радикальной тенденции к концу столетия стал нарастать. Ее выражали несколько организаций, наибольшую известность среди которых приобрела "Нация ислама" во главе с Л.Фараханом. Фарахан и его сторонники способствовали оформлению черного национализма экстремистской окраски. Среди многих черных американцев распространялось убеждение, что интегрироваться в белую Америку, можно только преобразовав себя по подобию белых, т.е. ценой отказа от собственной социокультурной идентичности.

Неприятие подобной цены отразилось в набравшей силу идеологии мультикультурности (равенство и разнообразие расово-этнических культур). Идеология эта, доказывающая, что все расово-этнические культуры самоценны и равны и ни одна из них, в том числе культура белых, не может ставиться и цениться выше других, имела демократическое звучание. Многие американские политики и идеологи не преминули преподнести теорию мультикультурности как новое проявление подлинного плюрализма и демократизма американского общества. Но это утверждение скрывало то очень важное обстоятельство, что данная теория мультикультурности отразила радикальный протест против доминирования культуры белых и заключала в себе вирус и угрозу дезинтеграции американского общества по расово-этническим линиям. Эту опасность осознали прозорливые белые политики. Б.Клинтон, признав, что в США конца ХХ в. наблюдалось возрождение скрытой сегрегации и что расизм, искорененный в законодательстве, сохранился в сознании белых американцев, с тревогой относился и к распространению мультикультурности. Ее оборотной стороной, отмечал он, являлось углубление раскола рас и этносов. Президент США считал необходимым в качестве противоядия сформулировать "американскую мечту", которая сплотила бы и удержала вместе все расы и этносы страны ('The New York Times', 26.09.1997.). Но как свидетельствует мировой исторический опыт, сформулировать и внести в сознание подобную идею сверху, если ее не приемлет большинство населения, практически невозможно. Расовый конфликт остается самой тяжелой социальной ношей, которую Соединенные Штаты забирают с собой в XXI в.

В последней трети ХХ в. на исторической сцене США действовали еще два движения радикального толка, участниками которых были уже белые американцы. Одно из них, вошедшее в историю как "новое левое", просуществовало одно десятилетие, а вот феминистское движение, вобравшее сторонниц радикального изменения положения женщин, укоренилось весьма прочно и стало авангардом мирового феминизма.

Радикальное молодежное движение 60-х годов причудливо сочетало концепции К.Маркса и Г.Маркузе, фабианского социализма и современной социал-демократии, идеологов ненасильственных действий - от Уитмена до Ганди, и левоэкстремистские доктрины троцкистского, анархистского и маоистского толка. Новое левое движение с его духовными терзаниями и поисками, активной практической деятельностью, вместившей и создание молодежной контркультуры, и массовые протесты против войны во Вьетнаме, и бескомпромиссную борьбу за права черных американцев, явило одну из самых неожиданных и романтичных страниц в американской истории. Оно окрасило собой целое десятилетие американской истории, получившее название "бурных 60-х". Тем более странно и неожиданно, что столь яркое массовое движение ненадолго пережило это десятилетие.

Публицисты и ученые указывали на многие причины упадка новых левых. Очевидна и главная среди них: американская система, в которую новые левые выпустили столько критических стрел, сумела проявить гибкость, обезоружившую радикальное движение. Система нашла в себе силы для того, чтобы прекратить войну во Вьетнаме, изыскала немалые средства для социальной помощи бедным и престарелым, приняла законы, защищавшие права черных американцев.

В 60-е годы в США оформилось радикальное женское движение, наметившее целью завоевание самых широких гражданских прав для женщин. При этом трактовка гражданских прав приобрела самый широкий смысл: феминистки добивались уравнения прав женщин и мужчин в экономике, в социальной сфере, в доступе к политической власти, в быту и семье. По сути была начата беспрецедентная и для США, и для всего мира феминистская революция, нацеленная на изменение не только законодательства, но и основополагающих социокультурных (в том числе морально-нравственных) норм, перетряску, если воспользоваться социологической терминологией, традиционных социальных ролей женщин. Наиболее радикальные феминистки стали рассматривать мужчин и женщин наподобие двух социальных классов, при этом мужчины предстали в качестве класса эксплуататоров, а женщины эксплуатируемых. Для обозначения полов стало использоваться понятие "гендер", которое в отличие от понятия "пол" включало всю совокупность характеристик мужчин и женщин, в том числе, и даже в первую очередь, их социальных позиций и ролей.

Программа и идеология феминизма раскололи американское общество. Число американцев, как женщин, так и мужчин, разделявших принципы феминизма, постоянно нарастало. Но одновременно консолидировались и их противники. Феминистское движение не смогло добиться реализации многих своих требований, но оно добилось и весомых успехов. В 70-е годы конгресс принял целую серию законов, запрещающих дискриминацию женщин и уравнивающих их в правовом отношении с мужчинами. Федеральное правительство одобрило принцип преференций для женщин при заполнении вакансий в учреждениях и на предприятиях, имеющих федеральные контракты. Феминистское движение успешно противостояло консервативным кругам, настаивавшим на запрещении в США абортов. Одновременно феминистки добились широкого правового и морального осуждения практики и разнообразных форм 'сексуальных домогательств' в отношении женщин. Женская проблематика утвердилась на самом почетном месте в университетской науке. Повсеместно были созданы кафедры женских и гендерных исследований. В социологической науке одним из ведущих направлений стала гендерная социология, а историческая наука во все большей мере представляла американское историческое развитие сквозь призму взаимоотношний и конфликтов мужчин и женщин. Таким образом, феминизм вошел в текущий век как одно из ведущих социальных явлений в США.



Источник: http://www.iskran.ru/russ/mag/cogrin.html
Категория: Всемирная история | Добавил: Изабелла (16.07.2013)
Просмотров: 510 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024