Поиск

Опрос на сайте

Вам нужен репетитор?

Всего ответов: 37

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Воскресенье, 19.05.2024, 16:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Ad adjuvandum historicus / в помощь историку
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Всемирная история

Молодежное движение в США: история и современные проблемы. Тимошенко А.Г., Косенко Е.И..

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МОЛОДЕЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В США
 1. Формирование молодежного движения

Выявление закономерностей развития молодежного движения, его роли и значения в общественной жизни требует конкретно-исторического подхода к изучению политической активности молодого поколения, учитывающего место молодежи в системе социально-политических отношений, условия формирования молодых людей и их вступления в самостоятельную жизнь. Эти условия определялись прежде всего характером социально-экономических отношений и социально-классовой принадлежностью молодежи. До конца XIX в. преобладающее большинство молодых американцев из пролетарских и фермерских семей зачастую уже с детского возраста были вынуждены идти работать, их взросление происходило в процессе трудовой деятельности в рамках тех классов и социальных групп, к которым они принадлежали. Большинство профессий приобреталось молодежью в результате практической подготовки на рабочем месте и не требовало какого-либо диплома о получении формального образования. В этих условиях не происходило заметного обособления молодежи как отдельной общественной группы. Единственной такой группой со своими условиями жизни было студенчество. Однако численность его была сравнительно невелика - 52 тыс. в 1869 г. и 237 тыс. - к 1900 г., а по социальному составу студенты почти сплошь были выходцами из высших слоев общества.
На рубеже XIX - XX вв. быстрое развитие капитализма в США и вступление страны в стадию монополистического капитализма привело к серьезным социально-экономическим изменениям, которые оказали воздействие и на положение различных категорий молодежи. В результате совершенствования машинного производства, возрастания роли науки и техники, усложнения социальной организации и общественных институтов возросли требования к образовательной подготовке молодого поколения. Рост борьбы трудящихся, подъем: рабочего и профсоюзного движения также были мощным фактором, способствовавшим ограничению эксплуатации детей и подростков, определенному расширению системы образования. В конце XIX в. в ряде штатов были приняты законы, запрещавшие детский труд и вводившие обязательное обучение. Хотя первые законы ограничивали использование труда детей до 12 лот, впоследствии до 13-14 лет, они часто не выполнялись, особенно в южных штатах. Принятие новых законов наталкивалось на сопротивление предпринимателей, заинтересованных в дешевой рабочей силе. К 1900 г. лишь 6,4% молодежи получало среднее образование. Только в 1917 г. был принят федеральный закон, ограничивавший труд детей до 14 лет, а на тяжелых работах - до 16 лет, но уже в следующем году Верховный суд признал его неконституционным. Американским трудящимся еще предстояла долгая и упорная борьба за права подрастающего поколения.

Выделение молодежи как относительно самостоятельного элемента социальной структуры американского общества создавало предпосылки для вовлечения отдельных ее групп в общественно-политическую жизнь для формирования молодежного движения в США. Молодежь становится не только объектом воспитания, но и субъектом общественной жизни, оказывающим воздействие на ход социально-политической борьбы в стране. Характер и политическая направленность молодежного движения определялись общеполитической обстановкой в стране, развитием основных направлений классовой борьбы, деятельностью политических партий и общественных организаций. Все эти факторы оказывали решающее воздействие на формирование идеологических позиций различных отрядов молодежного движения, в рамках основных общественно-политических движений велась и конкретная деятельность молодежных организаций.

До начала XX в. США не было заметных самостоятельных политических и организационных действий молодежи. Отдельные проявления недовольства и протеста в университетах и колледжах в основном были направлены против действий администрации учебных заведений, стремившейся к регламентации учебы и жизни студентов. Для противодействия преподавателям и администрации студенты создавали свои братства. В первой половине XIX в. деятельность этих братств носила зачастую тайный характер. Они подвергались преследованиям. После гражданской войны правила, регулировавшие жизнь студентов, были значительно смягчены, расширение системы высшего образования, развитие научных исследований вынуждали отказываться от средневековых традиций. Со второй половины XIX в. характер деятельности студенческих братств значительно изменился. Получив широкое распространение, они стали заниматься организацией отдыха и досуга и превратились в престижные союзы, объединявшие наиболее привилегированную часть студенчества.
Нельзя считать, что студентов не волновали более широкие общественные проблемы. Борьба по проблемам рабства затронула и университеты, во многих из них получили поддержку идеи аболиционистов, действовали аболиционистские клубы, особенно среди студентов в северных штатах. Но в целом и по проблемам рабства, и по другим важным вопросам общественно-политической жизни США отношение студентов отражало подход к этим вопросам правящего класса страны, выходцами из которого они были.

Определенная демократизация позиций студенчества наметилась лишь в конце XIX в., когда стал меняться его социальный состав. В эти годы были открыты новые университеты, такие, как Чикагский, Стэнфордский, Джонса Гопкинса, значительно расширились государст веипые университеты, в их числе такие крупные и известные, как университеты штатов Иллинойс, Калифорния, Висконсин, Мичиган. Именно в этих учебных заведе-ниях,- а также в более старых и известных университетах Северо-Востока США в первую очередь стали проявляться прогрессивные настроения студентов. Обострение классовых противоречий, подъем рабочего движения в стране, рост политической активности широких слоев населения все чаще заставляли студентов, особенно представителей гуманитарных наук, обращать внимание на социальные проблемы, условия жизни рабочего класса. Особенно тяжелым было положение иммигрантов, составлявших в конце века значительный источник пополнения рабочего класса США. Передовую общественность страны не могла не волновать мысль о том, что эти люди, прибывшие в "обетованную землю" с надеждой на лучшую жизнь, оказываются в невыносимых условиях, подвергаются тяжелейшей эксплуатации. Все это развеивало, мифы об "американской мечте", "стране равных возможностей", заставляло задумываться о справедливости существующих социальных порядков. Часть студентов, особенно остро чувствовавших противоположность условий жизни привилегированных слоев и рабочего класса, включилась в благотворительную работу по оказанию помощи беднякам, особенно из числа иммигрантов, проживавших в городских трущобах. В конце XIX - начале XX вв. - среди студентов получило распространение движение так называемых сеттльментов. К 1911 г. около 15 тыс. студентов-добровольцев оказывали помощь иммигрантам.



Источник: http://student.revkom.com/lib/timoshenko.htm
Категория: Всемирная история | Добавил: Изабелла (16.07.2013)
Просмотров: 2515 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024